11.04.2020
12.11.2021
Рекомендации музыкального руководителя
Орловой Карины Оганесовны
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В музыкальном развитии дошкольников гендерное воспитание осуществляется через содержание песен, в музыкально – ритмических движениях, в постановках парных танцев, в инсценировках.
На музыкальных занятиях отношения девочек более выборочные, игровые объединения более устойчивые. Их выбор при проведении музыкальных игр и в отношениях настолько постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем многочисленнее игровые объединения, они образуют, но уже к старшей группе формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально – интимные по содержанию / формируются пары, девочки выбирают среди мальчиков себе пару при разучивании парных танцев/ Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия волнуют больше, чем мальчиков: кто лучше поёт и танцует./Форма отношений мальчиков намного отличается от формы отношений девочек.
Мальчики отдают предпочтение преимущественно играм и отношениям с одногодками своего пола, образуют многочисленные объединения, но они не такие стабильные, чем у девочек. Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. Дети нередко проявляют настороженность к другому полу, особенно девочки, волнуются при необходимости контактов.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновению их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегает перегрузки детей. Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию детей прослеживается в различных видах музыкальной деятельности: разучивании танцев: /вальс, полька, краковяк и т.д./ мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изящности, мягкости движений.
В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференцированный подход. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности: наездники, бравые солдаты, десантники, моряки и т. д. У девочек преобладает плавность, мягкость, грациозность движений: хороводы, вальс с листочками, цветами, танец снежинок.
В игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, гармони для мальчиков, бубны, колокольчики для девочек. Содержание песен и игр способствует развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют овладению традиционными свойствами личности: мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Развитию этих качеств помогают и такие средства воздействия как художественное слово: сказки, былины, рассказы, стихи.
При театрализации используются видеоматериалы, различная атрибутика, элементы мужских и женских костюмов. Все умения, навыки и знания, приобретённые детьми, в процессе гендерного воспитания, культуры взаимоотношений полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Мною были разработаны и проведены праздники: «Дочка – моя куколка», «Шляпный бал», «Красный и чёрный рояль», «Папа - лучший друг», «Лучше мамы нет на свете», ит.д. Здесь очень отчётливо прослеживается грань между полами: девочки – мальчики. Мальчики совершенствуют мужские качества: храбрость, ответственность, смелость, решимость. Девочки наоборот, мягки, более беззащитны, требующие к себе внимания, защиты.
Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников.
Девочки и мальчики – два разных мира!