Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса в ДОУ соответствует требования предъявляемым к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ предусмотрены следующие помещения: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, совмещённый с физкультурным); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок).
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. В групповых столы и стулья установлены по числу детей.
Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей соблюдаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и нормативами.
В ДОУ используются игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.
Материально-техническое оборудование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений соответствует принципам комплексности и интеграции. Комплексность, обеспечивает следующие возможности:
- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
- организации разнообразной игровой деятельности;
- использования образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
- физического развития воспитанников.
Принцип интеграции обеспечивает возможность использования материалов и оборудования одной образовательной области в ходе реализации других образовательных областей.
На данный момент инвалидыи лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют в контингенте обучающихся, получающихобразование по образовательной программе дошкольного образования.
Территория по всему периметру МБДОУ ограждена забором. Вид ограждения: сетка-рабица, кирпич, металлопрофиль. Для входа на территорию на входной калитке имеется кодовый замок. Наличие экологически опасных промышленных объектов в непосредственной близости от территории МБДОУ нет. На территории нашего учреждения видется видеонаблюдение, фиксирующее все подходы к зданию МБДОУ. Для контроля посетителей в здании установлен домофон. Основной вход в здание ДОУ оборудован постом охраны. В дневное (рабочее) время территория и здание контролируются сотрудником охраны ЧОП. Заключен соответствующий Договор на оказание охранных услуг (Договор от 18.12.2023 г. № 116/О/2024 с ООО ЧОП "Безопасность").
Здание детского сада оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; речевой (звуковой) системой оповещения о пожаре.
Заключены договора:
- на техническое обслуживание установок пожарной сигнализации от 09.01.2024 г. № МЗ/116/01-09/24 с ООО "Сервис безопасности";
- на проведение работ по техническому обслуживанию оборудования передачи извещений системы пожарной автоматики в Центр Управления Кризисными Ситуациями МЧС России по Калужской области от 09.01.2024 г. № МЗ/116/01-10/24 с ООО "Сервис безопасности".
Имеются средства пожаротушения: 7 огнетушителей (6 огнетушителей ОП-4 и 1 огнетушитель ОП-2) и планы эвакуации.
В нашем учреждении имеется тревожная кнопка, что позволяет оперативно и быстро вызвать наряд вневедомственной охраны в случае чрезвычайной ситуации.
Заключены договора:
- на техническое обслуживание комплекса технических средств тревожной сигнализации от 09.01.2024 г. № 6-ТО с Индивидуальным предпринимателем Птахиным Дмитрием Андреевичем;
- на предоставление услуги по охране путем экстренного выезда наряда вневедомственной охраны войск национальной гвардии при получении сигнала тревога посредством радиосистемы передачи извещений через GSM канал от 27.12.2023 г. № 405ТР с ФГКУ "УВО ВНГ России по Калужской области".
В ночное время территория и здание МБДОУ охраняется сторожами.
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые помещения – 6
Кабинет заведующего – 1
Методический кабинет – 1
Кабинет учителя-логопеда – 1
Кабинет педагога-психолога – 1
Музыкально-спортивный зал – 1
Пищеблок – 1
Прачечная – 1
Кастелянская - 1
Медицинский кабинет – 1
Прививочный кабинет – 1
Уголок краеведения «Поэзия русского быта»
Мини-галереи: «В далеком космосе», «Природа родного края»
Объекты для проведения практических занятий
Групповые помещения – 6
Из них:
Смеш.дошкольная группа - 1
Первая младшая группа – 1
Средняя группа - 1
Старшая группа - 1
Подготовительная группа – 1
Групповые помещения оборудованы раздевальной комнатой, буфетной, умывальной и туалетной комнатой.
Воспитательно-образовательная и оздоровительная работа:
- развивающие и образовательные центры для организованной, индивидуальной и совместной деятельности сдетьми;
- центр речевой активности;
- игровой центр;
- центр художественно – творческой деятельности;
- центр экологического развития;
- центр строительно-конструктивной деятельности и т.д.
Объекты физической культуры:
- зал для спортивных и музыкальных занятий –1
- спортивная площадка – 1
В спортивном зале - утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, индивидуальная работа:
- укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений, повышение адаптационных возможностей различных систем и органов.
В музыкальном зале - утренняя гимнастика, праздники, досуги, индивидуальная работа, релаксация, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей:
- развитие музыкальных способностей детей, эмоционально – волевой сферы, приобщение к музыкальной культуре.
Групповые прогулочные участки – 6
Огород – 1
Клумбы по периметру
Прогулки, наблюдения, игровая деятельность, физкультурные занятия, праздники, досуги, самостоятельная двигательная активность:
- развитие познавательной, речевой, трудовой и др. видов деятельности детей.
Библиотека
- Нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- Современные программы и технологии дошкольного образования;
- Методические рекомендации по основным направлениям работы с детьми;
- Обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
- Библиотека методической и детской литературы;
- Демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с детьми.
Также в ДОО функционирует уличная библиотека-книгообмен, которая регулярно обновляется.
Объекты спорта
Решая задачу по воспитанию здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - педагоги нашего ДОУ стараются приложить максимум усилий, чтобы создать соответствующую разнообразную среду. В физкультурном зале находится все необходимое для развития всех качеств ребенка представленных выше.
№ | Спортивный объект | Функциональное назначение |
1 | Спортивный зал, совмещенный с музыкальным | Используется для проведения физкультурных занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп |
2 | Спортивная площадка | Совершенствование знаний и умений приобретенных на занятиях в зале, проведение НОД на улице |
3 | Физкультурные уголки в группах |
|
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания в детском саду рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.
Средства обучения и воспитания - это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. При проектировании предметно-развивающей среды во всех возрастных группах соблюдаются принципы насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности. Это позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. В рамках созданной развивающей среды дети имеют возможность реализовать свой творческий потенциал во всех видах деятельности, соответственно возрасту и полу.
В группах предусмотрен гендерный подход, т. е. имеются игрушки и для мальчиков, и для девочек. Представлено оборудование и оснащение для различных видов игровой деятельности; оборудование для продуктивных видов деятельности (конструирование из разного материала, ИЗО-деятельность); оборудование для познавательно-исследовательской деятельности (дидактические игры, игры для сенсорного развития, глобус, микроскоп и т.д.); материалы и оборудование для двигательной активности (мячи, кегли, обручи, скакалки и др.); пособия, игры и игрушки для музыкальной деятельности.
Все игровое оборудование соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Учебно- методическое обеспечение ДОУ соответствует реализуемым программам.
В ДОУ имеется в наличии учебно-методическая литература, учебные наглядные пособия, дидактические материалы, демонстрационные дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые соответствуют требованиям образовательной программы дошкольного образования и санитарно-гигиеническим нормам.
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого- педагогических требований. В оформлении ДОУ использованы работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми. С целью более эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, в ДОУ используются технические средства: мультимедийный проектор, ноутбуки, магнитофоны.
Направление развития и образования детей | Наименование объектов | Оснащенность объекта оборудованием, пособиями, техникой и др. |
Музыкально-спортивный зал | Шведская стенка, мячи, дуги, атрибуты для подвижных игр, гимнастические скамейки | |
Игровые групповые площадки | Физкультурные уголки: мячи, кегли, атрибуты для подвижных игр, шапочки, медали, нетрадиционное оборудование и др | |
Групповые ячейки | Физкультурные уголки: мячи, кегли, атрибуты для подвижных игр, шапочки, медали, нетрадиционное оборудование, кварцевые лампы и др | |
Спортивная площадка | Шведская стенка, лестницы для лазания, подлезания, турники, щиты для метания в цель и т.д. | |
Медицинский блок | Изолятор, процедурный кабинет, кварцевые лампы. | |
| Игровые групповые площадки | Дидактические игры, игрушки, атрибуты для игровой деятельности |
Групповые ячейки | Дидактические игры и игрушки, речевые альбомы, модели, схемы для рассказывания и словотворчества, кабинет логопеда с необходимым оборудованием и мебелью, уголки для театрализованной деятельности | |
| Игровые групповые площадки | Оборудование и атрибуты для изодеятельности, выносной материал |
Групповые ячейки | Оборудование и атрибуты для изодеятельности, центр изодеятельности, музыкальный центр, уголки для театрализованной деятельности, музыкальный центр, магнитофоны, телевизор, музыкальный зал, синтезатор, ширмы и т.д. | |
Познавательное развитие | Игровые групповые площадки | Цветники, огород, выносной материал, дидактические игры, объекты для наблюдений, оборудование для экспериментирования |
Групповые ячейки | Уголок краеведения «Поэзия русского быта» Мини-галереи: «Калуга – мой город родной», «В далеком космосе», «Природа родного края», уголок «Путешествие по железной дороге» Уголки экспериментирования, муляжи, групповые уголки природы, литературные зоны. | |
Социально-коммуникативное развитие | Игровые групповые площадки | Выносное оборудование для сюжетно-ролевых и режиссерских игр. |
Групповые ячейки | Учет гендерных особенностей детей при создании развивающей предметно-пространственной среды. Дидактический, наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности, маркеры игрового пространства. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей и педагогов в ДОУ - 6 ноутбуков, административного управления — персональный компьютер (3), которые имеют выход в Интернет.
Воспитанники, в том числе и дети с ОВЗ, могут являться «пользователями»
материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной
деятельности.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на
официальном сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по
зрению.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
- повысить эффективность образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада. ДОУ имеет доступ к сети Интернет. Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, технические средства обучения
В улучшении организации образовательного процесса с детьми и повышении его качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие.
Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. В силу возрастных особенностей в свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, но для организации воспитательно-образовательного процесса сдетьми педагоги используют компьютеры, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа.
ЭОР – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, так же педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Педагоги активно используют в организации образовательной и игровой деятельности такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, сайты для детей и их родителей, в том числе и для детей с ОВЗ.
Технические средства обучения
В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, проведения методических и других мероприятий используются разнообразные технические средства:
- 2 телевизора, DVD-магнитофоны: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе);
- мультимедийная установка для просмотра мультимедийных презентаций на различную тематику;
- 4 компьютера, ноутбуки и другая оргтехника для проведения образовательной деятельности с детьми, для сбора ианализа информации, оформления педагогической документации.
Список электронных образовательных ресурсов для родителей и обучающихся (воспитанников)
Адрес ресурса | Название ресурса | Аннотация |
«Умка - детский развивающий сайт» | На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же прослушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашимидетьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, прослушатьдетские сказки и еще многое другое! | |
«Обучалки и развивалки для детей» | Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детскоеобучающее видео, мультфильмы, сказки икниги, игры для развития, раскраски, картинки, песенки, караоке и многое другое. | |
«Baby news» | Огромное количество развивающих материалов для детей. Сайт будет интересен и родителям идетям. | |
"Оригами - Мир своими руками" | Сайт посвящён древнему искусствускладывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео с пояснениями складывания оригами. | |
"Раскраски" | Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочеки многое другое для Вашего ребёнка. | |
Детский портал "СОЛНЫШКО" | Интернет - журнал, посвящённый детскому творчеству: викторины, песни ( минус, тексты),конкурсы, игры и много ещё интересного. |
Список электронных образовательных ресурсов для педагогов
Адрес ресурса | Название ресурса | Аннотация | |
Социальная сеть работников образования | Возможность создать свой персональный мини-сайт. Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения ифотоальбомы.Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. | ||
"Современный детский сад" | Упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения оподписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. | ||
Детский сад. Ру. | Статьи, конспекты, консультации и длявоспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов. | ||
«Воспитатель ДОУ» | Ценнейший опыт лучших ДОУ; четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь); не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитиюличности воспитателя и ребенка. |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Территория МБДОУ частично доступна (с
дополнительной помощью) для разных категорий инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.