19.06.2024
Уважаемые
родители! Предлагаем вам ознакомиться с материалом на тему:
«Темперамент
ребенка, определенный подход»
От того, какой у вашего ребенка темперамент, во многом
зависит его поведение. Если вы решили определить, какой темперамент у вашего
малыша, понаблюдайте:
1. За
общей активностью. Ребенок может быть: пассивным, инертным, спокойным,
инициативным, стремительным, активным.
2. За
моторными движениями ребенка, быстротой реакции и количеством движений.
3. За
эмоциональностью, такими проявлениями темперамента, как впечатлительность,
импульсивность, замкнутость, тревожность.
Есть определенное соотношение между темпераментом
ребенка и показателями психических реакций – быстротой и силой.
темперамент |
быстрота реакции |
Сила реакции |
холерик |
быстрая |
чрезмерная |
сангвиник |
быстрая |
чрезмерная |
флегматик |
медленная |
сильная |
меланхолик |
медленная |
сильная |
Существуют 4 типа темперамента. Каждому из них присущи
свои психологические особенности и сочетания. Однако нужно помнить, что чистые
темпераменты встречаются редко. Чаще всего в ребенке сочетаются черты разных
типов, и можно говорить только о преобладании каких-либо черт.
НЕПОСЕДЫ-САНГВИНИКИ
Ребенок-сангвиник жизнерадостен, ловок и общителен. Он
очень любит бегать, ползать. Прыгать. Игры и повседневная жизнь непоседы должны
быть подвижными, тогда он весел, ему интересно.
Непоседа не только шустёр в игре и на прогулке, он
быстро и легко знакомиться с детьми, привыкает к новой обстановке и новым
требованиям.
Советы
родителям:
Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения
задания, обратите внимание на качество выполнения работы. Предложите ребенку
плохо выполненную работу сделать заново.
Не ругайте ребенка за несобранность, рассеянность,
несерьезность. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребенком и чаще хвалите
его.
Приучайте ребенка выполнять одно дело за другим, по
очереди. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все
браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. Ему
нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание. Не
требуйте от него спокойного и долгого сидения на месте. Предложите чередовать
спокойные игры и занятия с бегом, катанием на велосипеде, лазанием и прыжками.
Высокая пластичность нервной системы сангвиника
приводит к тому, что у ребенка может резко измениться настроение. Приучите
ребенка понимать и называть свои чувства, используя игры: «Как ты себя
чувствуешь?», «Рисуем настроение».
Общительность детей-непосед располагает к ним
окружающих, но иногда могут сформироваться не очень привлекательные черты
характера: прилипчивость, навязчивость. Учите ребенка внимательно относиться к
ровесникам, радоваться появлению знакомого ребенка, играть с ним,
разговаривать, дружить. Новые знакомства сангвиника не должны вытеснять его
прежние привязанности.
ЗАДИРЫ-ХОЛЕРИКИ
У такого ребенка реактивность преобладает над
активностью. Он заряжен своими желаниями, поэтому он не обуздан, не сдержан,
нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник.
Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов. Такой ребенок любит риск,
отчаянные истории и приключения. Холерики импульсивны, излишне самостоятельны,
часто конфликтуют со сверстниками.
Эти особенности поведения только отображают работу
нервной системы ребенка. Многое в поведении такого малыша зависит от его воли.
Советы
родителям:
Не ограничивайте ребенка, а регулируйте интенсивность
движений, направляйте характер активности. Бесцельность движений, утомляет
таких детей, превратите эти игры в соревнования.
Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его активность
находила разумный выход, полезное применение.
Ребенок-холерик легко возбуждается, и его трудно
остановить, увести, успокоить. Силовые меры только усилят напряжение и
возбуждение ребенка. Ограничьте все, что возбуждает нервную систему ребенка,
особенно вечером, ближе ко сну.
У детей-холериков от природы слабый тормозной процесс,
поэтому их не следует ругать за чрезмерное возбуждение. Лучше помочь обуздать
возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
Легковозбудимым детям очень полезны все виды занятий
на развитие сообразительности, собранности. Используйте спокойные настольные
игры-лото, конструктор, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Усидчивость
необходима будущему школьнику, от нее зависит успешность обучения.
ФЛЕГМАТИК-КОПУША
Копушами и мямлями взрослые всегда недовольны. Их
постоянно торопят, подгоняют. Такого ребенка трудно рассмешить или опечалить.
Флегматик ненаходчив, с трудом переключает внимание и долго привыкает к новой
обстановке. Обычно у таких детей бедная мимика, движения невыразительны и
замедленны, так же, как и речь. Он мало двигается, мало фантазирует, играет
спокойно и не шумно, любит всего несколько игрушек. Во всем любит порядок
(тщательно складывает свои вещи, игрушки, пьет и ест – из своей посуды). Если
что-то не так, ребенок отстаивает свои права почти с холеричной энергией. Если
занятие интересное, он проявляет энергичность и работоспособность. Флегматики
медленно привыкают к новым условиям жизни, трудно сходятся с людьми, с трудом
проявляют свои чувства. Но зато они проявляют такие качества, как
уравновешенность, терпимость, невозмутимость, самообладание, старательность,
аккуратность, способность к длительному сосредоточению.
Советы родителям:
быстрый темп требует от флегматика большого напряжения, ребенок быстро расходует энергию. Такой сильный раздражитель, как крик затормаживает ребенка. Наберитесь терпения, можно призвать на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться и заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания. Развивать подвижность и активность надо постепенно, наращивать темп не торопясь. Хвалите его даже за незначительные проявления расторопности и быстроты.
Настойчиво будите ребенка утром, не давайте пересыпать
днем, а вечером лучше укладывай те около девяти часов.
Развивайте творческое воображение, занимайтесь
музыкой, лепкой и рисованием. Играйте вместе с ребенком, приглашайте в дом
сверстников, чтобы дети играли вместе. Не предоставляйте ребенка самому себе,
заинтересовывайте его, учите соревноваться.
Используйте упражнения со сменой скорости движений.
Чтобы преодолеть вялость и инертность, вовлекайте флегматика в занятия
гимнастикой, в подвижные игры. В этих заданиях от темпа работы ребенка будет
зависеть успех общего дела.
Если ребенок приступил к делу, побудьте рядом, иначе
период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к
делу и трудно его закончить. Заранее предупредите, когда будет пора
заканчивать, не прерывайте его резко.
МЕЛАНХОЛИЧНЫЕ
ТИХОНИ
Такому ребенку трудно привыкнуть к подвижному детскому обществу, он станет сторониться детей, ощущая свою неловкость и неуклюжесть. Эти дети не будут бойко отвечать на ваши вопросы, с охотой читать стихотворения или петь песню. Им легче выполнять то, что уже известно, нечто новое. Таким детям бывает хорошо только с теми, кого они любят и с кем чувствуют себя уютно и надежно.
Советы
родителям:
Ребенок-меланхолик любит тихие игры, поэтому лучше
избегать игр-соревнований, игр на скорость. Лучше заниматься с ним рисованием,
лепкой, конструированием, мягкими, не состязательными играми.
Ребенок-тихоня слишком быстро устает, ему нужно чаще
отдыхать. Грубое обращение неприемлемо для меланхолика.
Успех таких детей в воспитании предполагает опору на
их ценные качества: чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность
к сопереживанию. Детям-меланхоликам легче проявить себя, самоутвердиться в
художественной деятельности, музыкальной или изобразительной. Желательно в
малочисленных группах детей, в спокойных играх, занятиях с доброжелательными
сверстниками и взрослыми.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя
подчеркивать их недостатки. Успешность приходит к ребенку, когда он достиг
успеха: съездил с папой на рыбалку, сыграл роль на утреннике и т.п.
Подскажите ребенку, как он может проявить свою заботу
о других членах семьи. Не скупитесь на похвалу: «Ты помог, ты старался,
спасибо».
Помогайте ребенку одерживать маленькие победы над
своей застенчивостью: заговорить первым с другим ребенком, сделать покупку в
магазине и т.п. предоставьте малышу самостоятельность, не спешите все решать и
делать за него.
Учите ребенка рассказывать о своих чувствах после
чтения сказки или просмотра мультфильма. Помогите ребенку найти друзей,
преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
Главное правило: щадящий режим и принцип
постепенности. Плавно приучайте ребенка активно действовать с новой игрушкой,
спокойно реагировать на источник шума, без тревоги наблюдать за появлением
нового человека. Круг знакомств с детьми нужно расширять не спеша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.06.2024
Дата обновления: 20.06.2024
Дата публикации: 19.06.2024