11.04.2020
11.04.2020
Рекомендации учителя-логопеда
Битюковой Натальи Алексеевны
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника
3 года
К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которые до этого момента можно было считать физиологической нормой.
В речи трехлетнего ребенка еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков «С», «З», «СЬ», «ЗЬ», шипящих «Ш», «Ж», «Щ», аффрикат «Ц», «Ч» и сонорных звуков «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ».
Если ребенок на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также является существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.
4 года
К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ц», «Ч», «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ», а вот звуки «С», «З», «СЬ», «ЗЬ» ребенок уже произносит правильно и чисто говорит:«сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Ребенку доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, рассматривая книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы продолжаете много общаться с ребенком, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке ребенка к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте начинайте занятия с ребенком. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников. Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов.
Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.
5 лет
К пяти годам уже и звуки «Ш», «Ж», «Щ» произносятся правильно.Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки «С» – «Ш» и «З» – «Ж» в речи.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.
6 лет
К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.
* Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.
* Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
* Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
* Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
* Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
* Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
* Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.
* Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.
* Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.
* Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.
* Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.
* Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.
* Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.
* Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.
К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью,фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Ребенок должен знать много стихов и рассказывать их выразительно, правильно и четко произнося все звуки и слова.
(По книге Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит… – СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 64 с.)