19.10.2023
Ранний возраст - чрезвычайно важный
и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все
впервые, все только начинается - общение со сверстниками, игра, первые
представления о себе, мире, других людях. Яркость и новизна ранних впечатлений
остаются на всю жизнь. Именно это природное любопытство можно использовать в
целях экологического воспитания детей.
Экологическое воспитание - это
формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослые
должны помочь детям накопить первый багаж эмоциональных, ярких, живых
представлений о природе. Воспитание заботливого отношения к окружающей
природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает
формироваться в дошкольные годы в детском саду. Взрослые воспитывают у ребенка
заботливое отношение ко всему живому: к травке, цветочку, птичке, сверстникам и
т. д. Прежде всего, это достигается путем собственного примера, важно показать
детям свой интерес к явлениям и объектам природы, желание узнавать что-то
новое, радоваться и удивляться дереву, цветочку, снегу.
Мы - часть многообразной природы,
поэтому необходимо уважать природу, заботиться о ней. Важно научить детей
любить растения, беречь животных, беречь природные ресурсы, не бросать мусор,
не загрязнять природу. Любовь детей к природе начинается с понимания ее
ценностей. Ценить разнообразие природы,
быть благодарным ее дарам, восхищаться красотой, всему этому может научить
только семья.
Какие методы приобщения ребенка к
природе наиболее эффективны?
Прежде всего, постоянные,
многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, животными, объектами и
явлениями неживой природы в сочетании с поисковыми действиями, чтением книг, с
играми, использованием потешек, поговорок, с музыкальной деятельностью. Это все
осуществляется в игровой интересной форме, вызывает веселое настроение,
удивление.
В семье нужно позаботиться о создании
природной развивающей среды: по мере возможности иметь живой уголок с
животными, комнатными растениями, использовать огород, сад, цветник на даче,
подобрать книги, игры на природоведческую тему. Наблюдение - сложная
познавательная деятельность, зарождающаяся в раннем возрасте и осуществляющаяся
как совместная деятельность ребенка и взрослого. Главное в наблюдении - создать
эмоциональный настрой, общее радостное впечатление. В домашних условиях можно
наблюдать за комнатными растениями. Они очень разнообразны: различаются по
внешнему виду листьев, стеблей, цветков, их форме, окраске, количеству,
величине и т. д.. Но в каждом присутствует своя красота и неповторимость. Для
наблюдения важно подбирать растения долго и обильно цветущие, с ярко
выраженными частями (бегония, бальзамин, герань). Важно обращать внимание на
состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями помогает
понять ребенку, что жизнь и красота растения зависит от света, тепла, воды.
Взрослый побуждает ребенка к уходу за растениями, поливать их, содержать в
чистоте. Ребенок учится понимать состояние растения, сочувствовать ему,
ухаживать за ним.
Также, можно использовать
дидактические игры: “Большие и маленькие “, “ Найди такой же “, “ Один и много
“. В таких играх ребенок лучше запоминает названия растений, учится выделять
признаки растений, а также, учится составлять описание.
Таким образом, можно сделать вывод,
что знакомство малыша с зеленым царством дома формирует первые эмоциональные
представления о жизни растений, способствует развитию интереса,
наблюдательности, воспитывает гуманное, бережное отношение к зеленым друзьям.
Первыми источниками знаний о природе
являются и животные. Видя их, ребенок узнает их названия, отмечает особенности
поведения, повадки. Животные способствуют развитию логического мышления. На
основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи. Животные
привлекают внимание своей динамичностью, подвижностью, издаваемыми звуками.
Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним
бережно и внимательно. Для развития нравственно-эстетических чувств очень важно
пробуждать у детей интерес и любовь к животным. Нужно помнить о том, что
общение с животными не должно быть бесконтрольным и стихийным. Ребенок не знает,
как общаться с животным, может нанести себе и ему вред. Поэтому здесь велика
роль взрослых. Большинство детей не понимают и не замечают физического
состояния животного, у них нет правильных представлений о его эмоциональном
благополучии. Взрослый обращает внимание ребенка на поведенческие реакции
животного, как оно себя ведет, что его беспокоит. Во время общения с животными
у детей возникает сострадание, сочувствие, сопереживание ему.
Осознанное, правильное отношение к
природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Влияние природы на
ребенка огромно. Объекты природы привлекают детей, прежде всего, яркостью,
красотой, разнообразием красок. Очень важно ввести ребенка в мир природы с
самого раннего возраста. Выходя на прогулку с ребенком, взрослые должны понимать,
что для детей это начало путешествия в многообразный огромный мир. Проявления
природы в разное время года прекрасны, разнообразны и удивительны.
Обогатить опыт ребенка яркими
впечатлениями от красоты, разнообразия природных явлений, научить любоваться,
всматриваться, проявлять наблюдательность и пытливость, заботиться о природе,
беречь ее - вот главная задача взрослых.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2023
Дата обновления: 19.10.2023
Дата публикации: 19.10.2023