01.03.2021
Формирование познавательной
активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
«Люди, научившиеся
наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать
на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в
сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
(К.Е. Тимирязев)
Развитие
познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших
задач современного образования.
В настоящее время в
нашем детском саду реализуется примерная основная общеобразовательная программа
«Детство», разработанная в соответствии с Федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного
образования, в которой прописаны интегративные качества, которыми должен
обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения, а также будущий
первоклассник: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и
личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
В связи с этим и
представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное
внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Решая в ходе
проектирования познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и
сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся
публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Повысить желание узнать
что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод
проектной деятельности поможет только в том случае, когда педагог интригующе
преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только
воспитанников, но и их родителей.
Поэтому педагогам
дошкольных образовательных учреждений следует:
1.
Донести до родителей
основную задачу проектной деятельности – поддержать у ребенка познавательный
интерес к исследованиям, открытиям.
2.
Создать в группе
условия для проектной деятельности детей, где каждый ребенок будет чувствовать
себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером
деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную познавательную
(исследовательскую) активность.
3.
Организовывать
образовательную деятельность с детьми посредством метода проектов, учитывая
следующее:
Ø преобразование развивающей предметно-пространственной среды,
предполагающей свободу выбора для ребенка и обеспечивающей успех в реализации
поставленных целей. Для формирования познавательной активности детей и
поддержания интереса к проектной деятельности необходимо оборудовать и
оснастить центр экспериментирования («Детская лаборатория»), включающий в себя
следующее оборудование:
-
приборы-помощники:
лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с
водой разных объемов и форм;
-
природный материал:
камешки, глина, песок, ракушки, птичья перья, листья разных деревьев, мох,
семена и т.д.;
-
утилизированный
материал: проволока, кусочки ткани, кожи, меха, пробки;
-
разные виды бумаги;
-
красители: гуашь,
акварельные краски;
-
медицинские
материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, резиновые груши, шприцы (без игл);
-
прочие материалы:
зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,
свечи, воронка и т.д.;
Ø наработки практического материала, который позволяет осуществлять
деятельностный подход в процессе реализации проектов; очень важно в начале года
сделать перспективное планирование проектной деятельности, соответствующее
возрастным особенностям дошкольников. Планирование детской проектной
деятельности должно включать в себя:
-
проектную
деятельность, организованную педагогом;
-
проектную деятельно
по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);
-
познавательную
непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной
деятельности;
-
демонстрационные
опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-
долгосрочные
наблюдения, эксперименты;
Ø подбор диагностических методик для определения эффективности работы
по развитию познавательной активности: разработать или использовать уже
существующие методики в дошкольной педагогике (например, «Диагностика развития
способностей к исследовательской деятельности», разработанная профессором А.И.
Савенковым: «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие
навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»).
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает
возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях,
способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации,
усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.04.2021
Дата обновления: 01.04.2021
Дата публикации: 01.03.2021